Что такое СОЦИОНИКА?

Соционика – активно развивающееся в последнее время направление психологической теории и практики, базирующееся на типологии личности К.Г. Юнга, творчески переработанной литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичуте.

Соционика, прежде всего, – одна из типологий личности, поэтому занимается типологическими различиями между людьми. Соционика делает акцент на особенностях информационного обмена личности со средой. В соционике выделяются 16 типов личности, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Отличительная сторона соционики – идея «социона» (отсюда и название всего направления – «соционика»). Социон понимается, как некоторая целостность, состоящая из взаимодействующих и дополняющих друг друга представителей всех 16-ти психологических типов. Создатели соционики утверждают, что именно кооперация представителей различных психологических типов для решения актуальных жизненных задач позволяет обществу быть жизнеспособным, адаптивным и эффективным. При этом каждый психологический тип привносит в общество своё мировосприятие и решает задачи, к которым более всего предрасположен в силу своих природных особенностей.

Где используются соционические знания

Соционические знания могут использоваться везде, где есть задача учета личностных особенностей конкретного человека. Особенно, когда нужно дать долгосрочный прогноз, основанный на существенных, базовых характеристиках личности.

  • Соционические знания можно использовать при выборе будущей профессии, для определения сферы максимальной самореализации человека, формирования индивидуального стиля в работе.
  • Руководители могут использовать соционические знания при расстановке кадров, формировании эффективных команд, выборе исполнителей для определенного типа работы.
  • В школе соционика позволяет реализовать индивидуальный подход к учащемуся.
  • В психотерапии – найти оптимальную методику для работы с клиентом.
  • В кинематографе и рекламе – осознано подбирать героев для исполнения роли, формировать непротиворечивый характер бренда.
  • Фотографам, стилистам, парикмахерам – находить оптимальный образ, подчёркивающий индивидуальность человека и соответствующий его внутреннему «Я».
  • В сфере продаж и ведения переговоров знание соционики позволяет строить взаимодействие с учетом личностных характеристик вашего партнера по общению.

Краткая история соционики

История соционики уходит корнями в начало двадцатого века, когда швейцарский психиатр К.Г. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. Оно предсказуемо и поддается классифицированию. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Эти предпочтения, по словам Юнга, на протяжении всей нашей жизни определяют наши симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям.

Результатом работы Юнга в области типологии явилось выделение двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех базовых функций психики: мышления, эмоций, ощущения и интуиции. «Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов может быть интровертным или экстравертным» (К.Г. Юнг). Таким образом, типология Юнга изначально описывала восемь психологических типов. Позже К.Г. Юнг говорил об увеличении количества типов в два раза (до 16-ти), в зависимости от того, какая психическая функция дополняет и компенсирует ведущую.

К.Г. Юнг (1875-1961) общепризнанно принадлежит к классикам психологической науки ХХ века. Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, он является автором более 20 томов неполного собрания сочинений в области психологии. Но одной из важнейших его работ и, наверное, самой знаменитой является работа «Психологические типы». Эта классификация явилась плодом почти 20-летнего труда. Типологическая модель Юнга выросла из широкого исторического анализа типологических вопросов в философии, мифологии, психопатологии и эстетике и сформировалась в процессе многолетней практики самого К.Г. Юнга. Вот что он сам об этом пишет: «Мысли, нашедшие свое выражение в этой книге, возникали постепенно, прежде всего, из бесчисленных впечатлений и опытов, практически приобретенных мною в качестве психиатра и врача-невролога, равно как и из моего общения с людьми самых разнообразных социальных кругов... Критики обычно впадают в ошибку, полагая, что сами типы явились, так сказать, плодом свободного воображения и были насильственно навязаны эмпирическому материалу. Я должен подчеркнуть, что моя типология является результатом многолетнего практического опыта. Я прежде всего врач и практикующий психотерапевт, и все мои психологические формулировки основаны на опыте тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что я должен был сказать в данной книге, было стократно проверено, — слово за словом...».

Конструктивная идея типологии К.Г. Юнга состоит в утверждении о том, что распределение типов не зависит от пола или социального происхождения, что все типы личности равноправны, т.е. нет «хороших» или «плохих» типов, а есть лишь сильные и слабые стороны каждого типа.

В настоящее время существуют два направления, развивающие идеи К.Г. Юнга. Эти направления сложились параллельно и независимо друг от друга, что уже может служить серьёзным подтверждением истинности наблюдений Юнга. Первое – это типология Майерс Бриггс (США); второе – соционика Аушры Аугустинавичюте (Литва).

В начале столетия Катарина Бриггс (США), начала независимо от Юнга классифицировать людей на основе их образа жизни. Попросту говоря, она пришла к выводу, что разные люди по-разному относятся к жизни. Вместе со своей необычайно одаренной дочерью, Изабель Майерс, она посвятила тридцатые годы совершенствованию предложенных Юнгом методов исследования типов личности. Начавшаяся вторая мировая война и наблюдения за тем, как многие люди в условиях военного времени выполняли несвойственные им задачи, ускорили решение исследователей создать психологический инструмент, который бы объяснил в научно строгих и выверенных терминах индивидуальные особенности людей. Так появился на свет “Индикатор типов Майерс-Бриггс” (МВТI), который предназначен для выявления индивидуальных предпочтений с целью более конструктивного использования различий между людьми. В настоящее время индикатор типов Майерс-Бриггс активно используется для отбора и расстановки кадров.

Начало второму направлению было положено в конце 70-х – начале 80-х годов литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте, которая заново «открыла» великую идею швейцарского психолога. Аушра Аугустинавичюте пришла к выводу, что тип является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг Аушры сложилась группа энтузиастов: математики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике и многие другие. Их совместными усилиями на фундаменте, который был заложен К.Г. Юнгом, стали возникать контуры здания нового направления, получившего название «соционика».

В соционике рассматриваются (так же, как и в типологии Майерс-Бриггс) 16 типов личности, обозначенных ещё К.Г.Юнгом. Однако соционика имеет свою выраженную специфику, дополняющую и развивающую модель Юнга.

Сильная и отличительная сторона соционики – идея «социона». (От этого термина исходит и название всего направления – «соционика»). Социон понимается, как самостоятельная социальная единица, некоторая целостность, состоящая из взаимодействующих и дополняющих друг друга представителей всех 16-ти психологических типов. Постулируя социальную природу человека, создатели соционики утверждают, что именно кооперация представителей различных психологических типов для решения актуальных жизненных задач позволяет обществу быть жизнеспособным, адаптивным и эффективным. При этом каждый психологический тип привносит в социон своё мировосприятие и решает задачи, к которым более всего предрасположен в силу своих природных особенностей. Именно интеграция разнообразных, часто диаметрально противоположных взглядов и подходов, распределение ролей и функций в обществе, взаимодополнение способов и методов решения актуальных проблем обеспечивает человеческому сообществу гибкость приспособления и стимулирует его развитие.

Разнообразие психологических типов в группе – основа её успешности и стабильности. Однако, существующая разница в мировосприятии, ценностных акцентах, привычных способах поведения не может не сказываться на отношениях членов группы. Один из дискуссионных, но, в то же время, интригующих моментов соционики состоит в описании интертипных отношений, т.е. отношений, объективно складывающихся между людьми, обладающими тем или иным психологическим типом. В соционике рассматривают 16 основных видов интертипных отношений. Степень их комфортности (в психологическом смысле) довольно различна, от самой высокой в отношениях дополнения, до очень низкой – в отношениях конфликта. Предполагается, что, идентифицировав типы двух людей, можно с достаточной долей вероятности предсказать особенности их взаимодействия.

Время создания соционики совпало со временем активной информатизации общества, расцветом популярности теории информации. По-видимому, этим во многом обусловлена ещё одна особенность соционики. Исследовательский акцент здесь смещён с психологических функций, как таковых, на способ информационного обмена личности со средой. Другое название соционики – «теория информационного метаболизма», а психологические типы здесь называются ТИМами – «типами информационного метаболизма». Каждый ТИМ характеризуется тем, что избирательно воспринимает поступающую информацию, ориентируясь, прежде всего, на те её аспекты, которые способен перерабатывать наиболее осознанно и дифференцированно.

Преимущество соционики – в её понятности и доступности очень широкому кругу людей. Соционика приобрела черты, сближающие её с любыми теориями, ставшими популярными. Например, большинство обычных людей слабо разбираются в учении Фрейда или Дарвина, но понятия «бессознательное» и «эволюция» прочно вошли в нашу жизнь, закрепившись в социальных представлениях. Соционика оперирует системой графических символов, делающих сложные модели наглядными. Здесь также используется ряд псевдонимов, заменяющих труднопроизносимые названия психологических типов. Как ни парадоксально, именно то, что создаёт иллюзию «ненаучности» соционики, обеспечивает удобство и простоту её использования и, соответственно, популярность. Если концепция К.Г. Юнга доступна только ограниченному кругу специалистов психологов, то соционические знания могут успешно использовать в жизни люди самых разных профессий и специальностей.

Все гениальное – просто! За эту простоту и гениальность автор соционики А. Аугустинавичюте получила в 1995 году патент на изобретение от Российской академии естественных наук. В настоящее время соционическая практика растёт и развивается, открывая всё новые горизонты для познания человека.

Назад
Hosted by uCoz