Полев Д.М., Мельникова Н.Н.
Вопрос об обучении определению психологического типа - ключевой в любой из типологий, в том числе и типологиях, базирующихся на идеях Юнга.
Чтобы понимать, как обучать, нужно понимать закономерности и механизмы, на которых это обучение можно построить.
В среде занимающихся Соционикой ходит устойчивый миф (или не миф?) о том, что опытные профессионалы могут определить психологический тип с первого взгляда. Действительно ли это так? Попробуем дать ответ на поставленный вопрос в этой статье.
Что такое опыт или как выбирать врача?
Обсуждение нашей сложной темы начнем с ситуации, с которой приходилось сталкиваться большинству из нас. Это выбор хорошего врача. Проблема в назначении правильного лечения заключается в том, что болезнь может протекать по-разному, признаки её зачастую не очевидны, реакции нашего организма на различные лекарства также зачастую непредсказуемы. Проще говоря, мы имеем «классический случай» - ситуацию неопределенности с множеством признаков для идентификации, неопределенной феноменологией. И кто нам сможет помочь? Ответ - хороший врач!
Но каковы критерии хорошего врача? Почему он хорош? В подавляющем большинстве случаев хороший врач - это опытный врач, который видел множество аналогичных случаев, видел множество возможных вариантов протекания болезни. Именно поэтому он способен отсеять в своем восприятии несущественные факторы и выделить главное, суть вашего заболевания. И одновременно не забыть и о специфике, назначив лечение как по сути (точно определив болезнь), так и с учетом ваших особенностей (учитывая как эта болезнь протекает именно у вас). Вот такой врач нам и нужен. Именно о них слагают легенды, что он может определить вашу болезнь еще до того как вы начали о ней рассказывать, просто пока вы шли от двери кабинета до стола, за которым он сидит.
Уникальна ли эта способность? Вовсе нет! С аналогичными задачами встречаются люди разных профессий. Хороший механик на слух определяет «болезни» вашего автомобиля, хороший продавец выделяет из всех вошедших потенциального клиента, великий тренер видит в семилетнем ребенке будущего Олимпийского чемпиона…. Можно привести в пример и более простые ситуации - сможете ли вы объяснить красоту футбольного финта человеку, который смотрит футбол в первый раз, или сможете ли вы получить удовольствие от высокой ноты, которую в оперной партии взял тенор - мировая звезда оперы, если вы оперой не увлекались? Для того чтобы все это оценить нужно иметь опыт, в котором сконцентрированы, «спрессованы» многочисленные типичные ситуации, которые, одновременно, обогащены многочисленными деталями, нюансами. Вот тогда и возникает тонкая, точная оценка ситуации.
Таким образом, мы направляем наш исследовательский интерес на ситуации, когда нужно опознать:
- сложный объект, который имеет много признаков,
- объект, в котором признаки являются изменчивыми: могут присутствовать, а могут и отсутствовать.
Описанное выше подсказывает нам, что возможность справиться с такими ситуациями у человека есть, значит должны быть и психологические механизмы, которые позволяют решать этот тип задач.
Что такое буква А?
Что такое буква А? Этим казалось бы элементарным вопросом проиллюстрируем поиски в психологии ответа на вопрос о том, как мы опознаем объекты окружающего нас мира. Первые попытки ответа на него были немного наивны - предполагалось, что у нас в памяти хранятся «эталоны» - некоторые копии предметов окружающего мира. И мы просто сравниваем с ними любые новые объекты.
Но здесь как минимум два возражения - во-первых с неврологической точки зрения хранить в памяти миллиарды картинок и организовывать поиск и сличение с ними не очень-то экономично. Второе - еще более важное возражение - мы способны опознавать, относить объекты к классу, даже если их внешний вид расходится с наиболее часто встречающимся эталонным вариантом. Такая повседневная вещь как стол в «дизайнерском» исполнении может напоминать стол весьма отдаленно, но мы без особых затруднений опознаем его именно как стол, а не что-либо иное.
Из этого можно сделать вывод, что должен быть какой-то другой механизм, который позволяет нам решать столь сложные задачи. Ведь по сути та же буква «А» может быть очень разной, написанной самым разным способом (см. рис 1 ).
Рис. 1.
А опознать мы её можем даже в достаточно корявом почерке. Что за механизм отвечает за нахождение «образа» буквы а, несмотря на значительные помехи и искажения? Его поиски привели к открытию особого типа когнитивной, мыслительной схемы, которая получила название прототип.
Прототип - когнитивный механизм восприятия окружающего мира
Подтверждение реальности любого психического явления требует повторяемости и измеряемости. Экспериментальные исследования, которые привели к открытию прототипа, строятся по единой принципиальной схеме.
Экспериментатор выбирает некоторый объект как прототип (это может быть геометрическая фигура, буква, лицо определённого типа и т.д.), и формирует множество изменённых форм этого объекта.
Рис.2. Четыре паттерна-прототипа и четыре искаженных паттерна треугольника, использованные в эксперименте Познера и др. Адаптировано из: Posner, Goldsmith, and Welton (1967).
Так в исследованиях Posner, Goldsmith, и Welton в качестве объектов - прототипов были выбраны треугольник, буква М, буква F и случайное множество точек. Потом на основе каждого прототипа были созданы измененные формы каждого из рисунков-прототипов. Задание состояло из двух последовательных серий. В первой серии испытуемым предъявляли карточки (см. рис.2), на которых были только изменённые объекты (полученные на основе прототипов). Испытуемые должны были расклассифицировать рисунки на карточках на разные группы на основе тех различий, которые они замечали в предъявляемых карточках. Экспериментатор сообщал о правильности классификации или допущенной ошибке. Таким образом, испытуемые научались относить измененные объекты одного типа (например, искаженные треугольники) к одной группе, а измененные объекты другого типа (например, искаженные буквы М), к объектам другого типа. Следует обратить внимание, что на этом этапе эксперимента испытуемые еще не видели фигур-прототипов, и классификация строилась на сравнении только измененных форм базовой фигуры.
Ключевым моментом для понимания того, что такое прототип, как когнитивная схема, является вторая серия эксперимента. В ней испытуемым предъявляют:
- Рисунки измененных объектов, которые были предъявленных в первой серии.
- Новые рисунки изменённых объектов (например, картинки с новыми измененными треугольниками).
- Объект – прототип (исходный треугольник, который испытуемые до этого момента не видели).
Испытуемые должны были снова расклассифицировать карточки на группы. Оказалось, что те карточки с искаженными фигурами, которые испытуемые видели в первой серии эксперимента, они классифицировали весьма точно (87% правильных классификаций). Новые искаженные рисунки (искаженные треугольники, буквы М и F) классифицировались с большим числом ошибок. Но главным было то, что фигуры – прототипы (которые испытуемые не классифицировали ранее) были столь же точно классифицированы, как и искаженные рисунки, которые были знакомы испытуемым по первой серии. Это означает, что испытуемые действительно что-то узнали о фигурах-прототипах, научились их опознавать, опираясь только на их измененные формы. Из этого можно сделать вывод о том, что на основе наблюдения за миром у нас формируются некоторые когнитивные абстрактные схемы, в которых «считан» принцип организации элементов, соотношения частей и деталей. Наиболее типичная конфигурация воспринимается нами, как прототипный образ или фигура – прототип.
Следует отметить, что слово прототип может использоваться в двух значениях:
Первое значение: Прототип – это когнитивный механизм, позволяющий при восприятии объектов окружающего мира одинаково категоризовать объекты, принадлежащие к одному классу, несмотря на их частные различия.
Второе значение: Прототип (в данном случае: фигура–прототип) - некоторый образ, который наиболее типичен и репрезентативен для всего класса.
От треугольника к человеческим лицам
Работают ли эффекты прототипизации на более сложных объектах, например, можно ли создать прототип на определенный тип лица? Это напрямую связано с решением вопроса о том, возможно ли определение психологического типа по визуальным признакам?
Ответ на этот вопрос находим в экспериментах Solso, McCarty (1981a). Здесь в качестве материала для построения эксперимента использовался фоторобот, устройство, которое известно нам по фильмам о полиции. В качестве базовой «фигуры – прототипа» в случайном порядке выбиралось некоторое лицо (см. рис 3). Далее из лица – прототипа создавались измененные формы: от лица-прототипа сохранялось 75%, 50%, 25% элементов или 0% - лицо составлялось из совершенно других элементов (конфигурации, прически, глаз, бровей и.т.д.).
Рис.3. Лицо-прототип и образцы лиц, имеющих различную степень (75, 50, 25 и 0%) сходства с прототипом. Solso, McCarty (1981а).
Так же, как и в экспериментах с треугольником работа состояла из двух этапов. В первой серии испытуемым показывали измененные лица (без показа лица-прототипа) и просили их запомнить. Во второй серии испытуемым показывали:
- Лица, показанные в первой серии (производные варианты от прототипа),
- Новые измененные лица (также производные от прототипа),
- Лицо-прототип (которое не предъявлялось в первой серии).
Испытуемых просили решить, видят ли они лица из первого набора или же новые, и оценить степень своей уверенности в этом. Как видно из рисунка 4, старые элементы (лица) опознаются как уже виденные и степень уверенности в этом достаточно высока. Это ожидаемый результат. Но вот что оказалось неожиданным, так это то, что лицо-прототип (напомним, что его испытуемые не видели ранее), опознавалось, как виденное в первой серии, и степень уверенности в этом была даже выше, чем для тех лиц, которые действительно предъявлялись на первом этапе эксперимента. Из этого следует вывод о том, что мы действительно можем абстрагировать информацию из «измененных форм объектов» и формировать на основе этого когнитивную схему, которая становится механизмом сличения и анализа последующих близких по своей конфигурации объектов.
Рис.4. Показатели уверенности в ответе для прототипа, уже виденных (старых) элементов, и новых элементов. Solso, McCarty (1981а).
Следует обратить внимание на то (рис. 4), что новые лица во второй серии, в некоторых случаях ошибочно опознаются, как уже предъявлявшиеся в первой серии. При этом, чем ближе лицо к прототипу, тем вероятность ложного опознания выше (этот эффект называется псевдо-память).
Получается, что прототип, как схема категоризации формируется в результате многократного опыта восприятия изменённых объектов, принадлежащих к одному классу. При этом, прототип может формироваться непроизвольно, без сознательных усилий (в приведённом выше примере эксперимент воспринимался участниками, как задача на запоминание лиц, а в результате – сформировался прототип).
Подобные эксперименты позволяют понять, как должно быть построено обучение определению психологического типа через формирование прототипа восприятия. По-видимому, прототип каждого из психологических типов нужно формировать на «хороших», мало отличающихся друг от друга образцах. В этом случае мозг с большей легкостью находит общие элементы и строит общую «принципиальную схему» некоторого класса объектов. И, в принципе, здесь все равно: идет ли речь о буквах, геометрических формах или же таких сложных «объектах» как лица, динамика движений, особенности речи и внешний облик человека.
Возвращаясь к главному вопросу
Если вернуться к главному вопросу о том, можно ли определить психологический тип с первого взгляда, то ответ будет: и да, и нет.
Почему да, можно. Потому что у всех людей существует универсальный, врожденный (дополнительно см. статью «Зебры, кошки и цыплята») механизм категоризации, который даже помимо нашего сознания выделяет общее в объектах окружающего нас мира и пытается сгруппировать их для лучшего понимания. Этот когнитивный механизм в психологии получил название прототип.
При этом важным свойством прототипа, как когнитивного механизма, является то, что он опирается на основные, ключевые, сущностные особенности объекта или ситуации (помните про хорошего врача, который определяет суть болезни?) и одновременно допускает наличие вариативных черт (черта может встречаться, а может и нет). Именно это свойство прототипа позволят нам видеть сходство на фоне явных различий.
Возвращаясь к типологии. Если прототип каждого из шестнадцати типов сформирован (в результате достаточно длительного обучения, «получения опыта»), то появляется возможность быстрого (практически мгновенного) опознания. Это происходит тогда, когда в образе воспринимаемого нами человека много черт, признаков, которые являются ключевыми, сущностными для данного типа. Мы с большой долей уверенности относим его к определённой категории, он воспринимается, как «соответствующий прототипу». Это и будет эффект «с первого взгляда». Вспомните, в экспериментах с треугольниками и фотороботом измененные картинки, которые были наиболее близкими к прототипу, как раз и опознавались лучше. А вот если проявления «размыты», если человек не подает нам явных сигналов, то в этом случае у нас и возникают трудности категоризации, и «с первого взгляда» не получается. Для таких случаев опознание на основе прототипа не даёт желаемого эффекта.
Резюме
- Определение психологического типа другого человека «с первого взгляда» возможно, так как существует врожденный когнитивный механизм категоризации. Этот механизм получил в психологии название прототип и может быть зафиксирован экспериментально.
- Определение психологического типа на основе прототипа не распространяется абсолютно на все случаи и зависит от выраженности и яркости проявлений (см. статью «Я владею типом, или тип владеет мной»)
- Зная механизмы формирования прототипа, можно выстроить процесс обучения определению психологического типа. В основе такого обучения должно лежать многократное наблюдение разнообразных проявлений, которые являются наиболее характерными для представителей каждого психологического типа. Именно эти признаки и формируют в итоге ядро прототипа.
- Полев Д.М. Эталон, прототип и стереотип, как механизмы восприятия человека человеком //Вестник ЮУрГУ, серия «Психология», выпуск 5, №18 (151). – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – С. 19-25.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: ЭКО, 1996. – 392 с.
- Шехтер М. С., Потапова А. Я. О возможной роли прототипов в опознавательном процессе //Психологический журнал, 1999, том 20, № 2, с. 66-72
- Posner, M. I., Goldsmith, R., & Welton, K. E., Jr. (1967). Perceived distance and the classification of distorted patterns. Journal of Experimental Psychology 73, 28-38.
- Solso, R. L., & McCarthy, J. E. (1981a). Prototype formation of faces: A case of pseudomemory. British Journal of Psychology, 72, 499